Версия для печати
http://www.landshaft-ru.ru/landshaft_istoriy.html



Из истории ландшафтного дизайна

История садового искусства.

История садового искусства.

Садово-парковое искусство насчитывает за своими плечами не одну тысячу лет. Это уникальное направление культуры, присуще практически любому народу, вне зависимости от той или иной местности, где он проживает, или от временного отрезка. Как и любое другое искусство, искусство вьгоащивать сады и создавать парки непрерывно меняется и развивается, совершенствуя методы и оттачивая образы. Но в отличие от иных культурных явлений, объекты ландшафтной архитектуры - это не статичные, а живые создания. В каждую секунду своего существования сад может быть разным. Дуновение ветра и картинка приходит в движение, наступает осень - и хорошо знакомые места совершенно меняют свой облик под покровом ярких красок. Проходит несколько лет - и вместо юного ростка над головой шумит пышная корона молодого, крепкого деревца.

Роскошный дворец может простоять сотни лет, и донести до последующих поколений свою красоту, крепкая вещь может прослужить своим хозяевам и их потомкам долгие - долгие годы. Сады же рождаются, живут и умирают, и только от человеческого внимания и ухода будет зависеть длительность их существования. Множество чудесных садов и парков прошлого уже никогда не явят свою красоту современному зрителю, оставаясь лишь восхитительной легендой или лаконичной гравюрой на пожелтевшем листе бумаги.

К наиболее ранним образцам ландшафтного дизайна можно отнести места культа, предназначенные для ритуальных действий - например, капища языческих богов на Руси. Объектами поклонения становились обычно не любые произвольно выбранные площадки, а лишь обладавшие определенным набором признаков. Например, таким местом мог стать огромный камень, или ровная лужайка, расположенная на возвышенности. Устанавливаемые там деревянные или каменные идолы, небольшие постройки бывали своего рода первыми ландшафтными объектами, композиционно встраиваемые в окружающую природную картину. Большие языческие пантеоны под открытым небом еще не были рукотворными, систематически выстроенными ландшафтами, но даже на их примере можно увидеть стремление человека к созданию неких особенных, облагороженных природных уголков.

Точно так же свое начало от мест религиозного поклонения ведет и богатейшая традиция японских садов, ссылки на которые столь популярны в

современном садово-парковом искусстве. На первоначальной стадии развития, в период с VI по VIII, называемый также периодом Нара, ландшафтные творения в стране Восходящего солнца несли на себе явный отпечаток китайской культуры. По общей конструкции эти сады состояли из двух основополагающих элементов: «гор» и «воды». Широко использовалась различная символика -каждый элемент сада, любое растение несли в себе некий смысл, и имели значение для общей картины сада.

Чуть позже, как и во всем мире, в Японии появились храмовые и придворные сады. А в 1473 году был построен первый «чайный домик», и на гребень популярности вознеслись специальные сады чаепития, где проводились также позаимствованные у китайцев чайные церемонии.

К началу XX века национальные сады Японии начали испытывать на себе значительное влияние западной цивилизации. Но даже при этом условии, они продолжают сохранять свою яркую индивидуальность, и философию. Культ природы позволил японцам максимально бережно подходить к вопросам формирования ландшафта, позволяя раскрывать подлинную красоту растений, камней источников и водоемов. Кажущаяся простота японских садов на самом деле всегда наполнена тонким и чувственным смыслом, наполняющим казалось бы, обыденные объекты, ощущением прекрасного.

Европейская традиция создания садов и парков ведет свое начало еще от античных образцов, уже тогда, у истоков современной культуры, ландшафтам уделялось значительное внимание. Древние римляне использовали в своих творениях и фигурную стрижку кустарников, и геометрические правильные, рядовые высадки деревьев, и различные фонтаны, садовые объекты. Создавались трассированные склоны, прямые аллеи, огромные газоны. Но логическое развитие все эти идеи получили значительно позднее, много веков спустя, когда парковые ансамбли обрели стройные внутренние связи и художественную завершенность.

В Италии, наследнице античной культуры, в XIV-XV вв., впервые в качестве центра садово-парковой композиции стали выделять здание - дворец или виллу. Именно вокруг архитектурного «сердца» формировался весь ландшафт. Террасы садов ограничено связывались между собой и домом посредством лестниц, водных каскадов и пандусов. Итальянские сады эпохи

Возрождения выделялись из внешней среды стенами, являя собой законченное и обособленное произведение искусства.

В XVI-XVII веке во времена позднего Ренессанса и Барокко, сады приобрели особую пышность и великолепие. Их создатели стремились окружить зрителя потрясающими воображение природными картинами, удивляющими своим размахом и необычностью. Последнее подчеркивали непривычные ходы - упорядоченность природных элементов и ощущение динамики, исходящее от неживых объектов, строящихся в саду или парке. Сложный декор, водные театры и сложные композиции из мощных фонтанов дополняли эффект. Эта «искусственность» характеризует многие образчики ландшафтной архитектуры того времени.

Французские сады этого периода широко использовали в своем арсенале привычные элементы итальянского Барокко - террасы, фонтаны, парадные лестницы, садовую архитектуру, Но отличались от соседей меньшим размером, редко выходя за пределы замковых стен, и большей усложненностью. Пользовались популярностью изящные зеленые залы, высокие стриженные стены-боскеты из граба крытые аллеи и каналы, крупные парки создавались при королевских резиденциях, становясь сценой, на которой разыгрывались разнообразные действа, от презентационных до карнавальных.

Русское регулярное паркостроение также несло на себе отпечаток европейских творений. В первые десятилетия XVII века традиционные принципы создания ландшафтов были значительно потеснены передовым европейским опытом. Но наряду с заимствованиями русские садовники продолжали использовать и опробованные веками приемы, В частности фигурные пруды, палисадники, вольеры для птиц, просеки в лесах зверинцах. Канал в отличие от декоративных европейских имели и практическое значение, зачастую служа путями подъезда с моря или с реки, скульптуры служили не только целями декорирования, но и просвещения публики. Природа в таких парках не подавлялась, а являлась органичной частью ландшафта. Многие парки совершенно естественным образом перемежались и сливались с полосами естественных лесных массивов,

Иногда создание ансамбля несло на себе и символическую нагрузку, будучи приуроченным к какому-либо важному событию, Например, Центральная

группа фонтанов Петергофа, «Самсон, раздирающий пасть льва», была открыта в 1735 году в честь двадцати пятилетия Полтавской битвы.

Регулярные парки, которые ранее противопоставлялись и выделялись из естественной природы, сменились пейзажными. Их границы были стерты, ограды заменились рвами или небольшими валами, а виды на сельскую местность, обрамляющую парк, стали не менее значимыми. Но, тем не менее, парки оставались искусственными картинами, выстроенными по живописным, а не природным законам. Переходом к пейзажному паркостроению в XVIII веке являлся достаточно символическим. Это было неудивительно, так как у истоков этого направления стояли именно европейские художники. Типичными признаками парков, с их легкой руки стали пасторальные картины, пвесдо -сельские виды с мельничками, хижинами, стадами овечек и прелестными пастушками. Другим отличием новых ансамблей стало идейное наполнение -основным стало не наполнение ландшафта новыми объектами, скульптурами и композициями, а его способность вызвать у зрителей богатые и живые ассоциации и впечатления.

Появление садов нового типа обуславливалось существованием их реальных прообразов - сельских пейзажей Англии, китайских и японских садов, или даже мифологических живописных пейзажей, появляющихся из-под кисти художника.

Китайские сады, чьи плавные линии производили неизгладимое впечатление на европейских путешественников, пробуждали в человеке самые разные настроения - от радости до меланхолии.

Один стиль в искусстве сменял другой, а сними менялись садово-парковые ансамбли. В первые десятилетия XIX века они стали приобретать все большую романтическую окраску, следуя за модой. Эти тенденции не появлялись в одночасье, являясь только лишь логическим развитием заложенных ранее принципов. Тем не менее, усиление готический тенденции и увеличением всем необычным, в том числе, ярко выраженными национальными мотивами, привело к общему изменению внешнего вида парковых зон. Разрушение старых садовых построек как нельзя более удачно вписывалось в новую идеологию, создавая флер загадочности вокруг ландшафтов, и придавало им естественный облик.

Со временем регулярные построения стали занимать все меньше места в создаваемых ландшафтах. Использовалась исключительно живописная планировка, практически лишенная прямых аллей, которые оставлялись только лишь для подчеркивания красоты природных форм полян и рощиц. Во второй половине XIX века усадебное строительство пошло на убыль, так как создание пышных дворцовых резиденций более не интересовало большинство владельцев частных садов. Но развитие садово-паркового искусства не останавливалось - стало появляться множество публичных садов и рощ, ботанических садов и дендрариев.

В Европе на первый план также вышло общественное городское озеленение. В парках стали появляться спортивные и зрелищные сооружения, музеи, рестораны, места для прогулок и водоему для купаний. Соответственно, во главу угла стала становиться не пышность или романтическая продуманность ландшафтов, а их практичность и рациональности. Это не отметило художественной насыщенности пейзажей, но изменило направление тенденций развития. Стала заметна обобщенность форм и деление парков на функциональные зоны.

В России в это время активно искался национальный стиль в садово-парковом оформлении. Переосмысливаются византийские и древнерусские образчики архитектуры, получают активное распространение цветники и плодово-ягодные насаждения.

В целом парке и сады практически утрачивают черты ансамблевидности, являя собой скорее фрагментарные вкрапления в общую картину озеленения, свободно планируются. Архитектура перестает довлеть и противопоставлять природе, полностью сливаясь с ней.

У нового времени - новые идеалы, и с приходом XX века на троне воцаряется один из самых поворотных и революционных в истории искусства и культуры стилей - модерн. Стиль, также известный под именами Ар Нуво или Сецессион, покорил весь мир своими гибкими формами, плавными линиями и роскошью деталей.

Не мог он не затронуть и садово-парковое искусство. Требования комфортности, уюта, множество декоративных атрибутов определили его лицо. Растительные формы, свойственные модерну как нельзя лучше подходили садовым образованием. Они позволили достичь не только стилевого единства, но и единства с природой. Внимание уделялось необычно изысканной гамме, текучим линиям растений, в расчет принималась не только дневное, но и вечернее освещение пейзажа. Для флористической составляющей характерны были лианы, орхидеи, кактусы, сад стал играть роль интерьера, в котором устанавливались светильники, садовые скамьи, экзотичность решений особенность ценилась, как и их камерность.

В XX веке садово-парковое искусство продолжало получать свое развитие в форме общественных садов, курортных ансамблей, но на первые роли вышла уже непосредственно ландшафтная архитектура.